• Программы
  • Клиенты

Новости

14.08.2017

Вручение дипломов!

Внимание выпускники Центра Бизнес-образования! Вручение дипломов осуществляется с 14.08.2017 по 18.08.2017 с понедельника по пятницу с 16.00 до 18.00 по адресу ул.Мира, д.28, ауд.Х-221.

подробнее

14.08.2017

Нужен стремительный карьерный рост?

Объявлен новый набор слушателей, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, а также студентов всех вузов города для обучения по специальностям экономического и юридического профиля. Для жителей отдаленных районов возможна дистанционная форма обучения. Тел. (343) 375-95-56, 375-95-59, 375-46-40... подробнее

03.07.2017

Открыт набор на уникальную программу "Мини MBA : предпринимательство и круговая экономика"

Круговая экономика — это общее название деятельности, направленной на энергосбережение, регенеративное экологически чистое производство, обращение и потребление. Циркулярная экономика играет важную роль в изменении методов экономического роста. В отличие от традиционной модели обычного экономического развития, циркулярная модель является наиболее удачным способом сбережения ресурсов и мат... подробнее

Все новости

Подписаться на новости









Отписаться

Проблемы профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования и перспективы её внедрения

УДК 378.096

Матвеева Татьяна Владимировна, д.э.н., директор Центра бизнес-образования
Машкова Наталья Вячеславовна, к.э.н., доцент
Ткачева Оксана Николаевна, к.пед.н, доцент
Сафина Ольга Геннадьевна, преподаватель
УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, г.Екатеринбург.

 

 

ПРОБЛЕМЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕВНЕДРЕНИЯ

T.V.Matveeva,
The Doctor of Economics, managing chair of Business and innovations,
Director of the Center Business Education
N.V.Mashkova, 
Cand.Econ.Sci., the senior lecturer of faculty of Business and innovations
O.N.Tkacheva,
Candidate of Pedagogics,  the senior lecturer of faculty of Business and innovations
 O.G.Safina
Teacher
Ural federal university of a name of the first Russian president B.N.Eltsina, Yekaterinburg

 

THE PROBLEMS OF PROFESSIONAL PUBLIC ACCREDITATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS AND THE PROSPECTS OF ITS IMPLEMENTATION

Аннотация.

Цель. Ведущую роль в этом процессе развития и совершенствования образования современной России играет дополнительное профессиональное образование, в наибольшей степени отвечающие качественным изменениям социально-экономических отношений в быстро меняющемся современном мире. Целью настоящей статьи является выявление организационно-правовых проблем профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования России и  возможности развития данного института в современных условиях.

Научная задача исследования заключалась в обосновании необходимости проведения профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования современных вузов на основе делегирования процедур оценивания качества образования государственными органами общественно-экспертным организациям, обеспечивающим независимость и объективность принимаемых решений аттестованными экспертами с использованием стандартизированного и технологичного инструментария оценки в целях удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон  в высококвалифицированных специалистах.

Методика и методы. В процессе решения поставленных в научной работе задач для достижения цели исследования и проверки гипотезы применялась комплексная методика на базе эмпирических и теоретических методов. Теоретические методы исследования составили: анализ литературных источников, обобщение, синтез эмпирического материала, сравнительный анализ и др. Эмпирические методы исследования составили: наблюдение, тестирование, интервью, беседа, анкетирование, ранжирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок, методы математической статистики и др.

При решении поставленных задач автором использовались основополагающие законодательные и нормативные акты высших органов власти и управления Российской Федерации, нормативные акты Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Результаты. Обоснована целесообразность проведения процедуры независимой аккредитации и определены задачи, которые необходимо решить для повышения конкурентоспособности объектов дополнительного профессионального образования в условиях новой экономической парадигмы.

Новизна представленного научного исследования  состоит в том, что

  1. Выявлены основные тенденции в развитии аккредитационных процедур при оценке качества образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования в современной России.
  2. Обоснованы концептуальные положения организации профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования.
  3. Выявлены пробелы в правовом регулировании аккредитации дополнительных образовательных программ и обоснована необходимость проведения профессионально-общественной аккредитации для повышения конкурентоспособности дополнительных образовательных программ.

Практическая значимость. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что научно-обоснованное знание о профессионально-общественной аккредитации и разработанная система оценки служат основанием для развития механизмов обеспечения объективности, достоверности и прозрачности оценочных процедур; определяет ориентиры для аккредитационных органов, экспертных комиссий, органов управления образованием, руководителей и сотрудников образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования. Систематизирован­ный опыт оценки деятельности учреждений дополнительного профессио­нального образования подготовлен к использованию в системе повышения квалификации управленческих кадров.

Ключевые слова дополнительное профессиональное образование, профессионально-общественная аккредитация, потребители образовательных услугрынок труда,  образовательная программа

Abstract.

Aim.  Leading role in the process of development and improvement of modern Russian education plays an additional professional education, which, to the greatest extent, responds to the qualitative changes in the socio-economic relations in a rapidly changing world. The purpose of this article is to identify the organizational and legal problems of professional and public accreditation of additional professional education programs in Russia and the development opportunities of this institution in modern conditions.

The scientific research problem was to justify the need for professional and public accreditation of additional professional education programs of modern universities on the basis of delegation of procedures for evaluating the quality of education by public authorities to the public expert organizations,  which ensure the independence and objectivity of the decisions made by qualified experts using a standardized assessment tools and tech to meet the needs of all parties concerned for highly qualified professionals.

Methods and techniques. In the process of solving the problems in the scientific work to achieve the objectives of the study and test the hypothesis an integrated methodology based on empirical and theoretical methods was applied. Theoretical research methods were: analysis of literary sources, compilation, synthesis of empirical data, comparative analysis and others. Empirical research methods were: observation, testing, interview, interview, questionnaire, ranking, pedagogical experiment, analysis of the products of activity, method of expert evaluations, methods of mathematical statistics and other.

Solving the problems, the author used the fundamental laws and regulations of  the Higher Authorities of the Russian Federation, regulations of the Ministry of Education of the Russian Federation.

The results. The expediency of independent accreditation procedures was proved and the problems that need to solve to enhance the competitiveness of additional professional education objects in the new economic paradigm were indentified.

The novelty of the presented research is that:

  1. The main tendencies in the development of accreditation procedures for assessing the quality of educational services in system of additional professional education in modern Russia were revealed.
  2. The fundamentals of professional public accreditation of additional professional education programs organization were justified.
  3. The gaps in the legal regulation of accreditation of additional educational programs were identified and the necessity of professional public accreditation for improvement the competitiveness of additional educational programs was justified.

The practical significance. The practical significance of the results of the study is that the scientifically based knowledge of professional public accreditation and evaluation systems are the basis for the development of mechanisms to ensure objectivity, credibility and transparency of the evaluation procedures; defines guidelines for accreditation institutions, expert committees, education authorities, managers and employees of educational institutions implementing programs of additional professional education. Systematic experience in evaluation of additional professional education institutions is prepared for the use in the system of management development.

Keywords. additional professional education, professional public accreditation, consumers of educational services,  labor market, education program

Несомненно, важным аспектом в системе высшего образования в России является дополнительное профессиональное образование (ДПО). В условиях быстро меняющейся социально-экономической среды, глобализации и интернационализации экономики возможность получения дополнительного образования является особо актуальной для любого специалиста, способствует развитию человеческого капитала страны, а, следовательно, повышению конкурентоспособности ее экономики. Стремительное изменение ситуации (потребности производства в специалистах) требует и возрастания скорости реагирования (опережающее и быстрое, ускоренное обучение специалистов), что будет эффективным при наличии объективного прогноза.

Как известно, с исторической точки зрения система управления качеством образования опиралась только на удовлетворение требований государства, которое в то время являлось заказчиком, инвестором и контролирующим органом. Впервые попытка повысить объективность и оценить уровень качества образования была осуществлена в 1980-х гг. путем введения государственного заказа Вузам в форме квалификационных характеристик, отмечает В.В.Хрипко [1], однако данная практика просуществовала недолго и была признана несостоятельной. В 1992 году с принятием закона «Об образовании» образовательные организации получили некую автономность от государства и самостоятельность реализации образовательных услуг. Тотальный  государственный контроль был заменен процедурами лицензирования,  аттестации, а также государственной и общественной аккредитациями.

Наличие лицензии подтверждало, что образовательная организация имеет достаточно ресурсов, чтобы осуществлять образовательную деятельность; аттестация давала внешнюю оценку уровня и содержания деятельности образовательной организации по отношению к государственным образовательным стандартам; аккредитация была направлена на признание соответствия качества образования государственным образовательным стандартам и статусу учреждения (университет, академия, институт).

В 2002 году было создано первое русское агентство Аккредитационный центр «Ассоциация инженерного образования» для проведения общественной аккредитации образовательных программ. В тот же период в вузах были разработаны внутренние системы управления качеством на основе стандарта ISO серии 9000 и концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). Несмотря на то, что данные инициативы вузов получили достаточную поддержку со стороны Рособрнадзора, внутренние системы обеспечения качества, разработанные на основе ISO серии 9000, оказалось, трудноинтегрированными в практику высшего образования, требующими дополнительных знаний и опыта, о чем отмечает В.П.Прокопьев [2]. Поэтому нацеленность вузов на выполнение аккредитационных показателей до 2008 года оставалась преобладающей для большинства образовательных организаций. А вот период с 2008 по 2011 годы был отмечен активным проведением аудитов на соответствие системы менеджмента качества образовательной организации ГОСТ ISO 9001:2008 и выдачей соответствующего сертификата.

Основные современные мировые тенденции в сфере качества образования, как отмечают В.И.Звонников и В.А.Нефедов [3], сводятся к изменению фокуса оценки качества образовательного процесса с процедур внешней оценки, таких как аттестация и аккредитация, на проведение внутренней самооценки на основе выбранной той или иной модели. И.Г.Головцова [4] выделяет три модели систем управления качеством образования: модель, основанная на внешней оценки образовательной организации (Франция, Эстония, Латвия, Чехия, Россия, Финляндия, страны СНГ); модель, основанная на внутренней оценки образовательной организации (Великобритания, Польша, Австралия, Страны Латинской Америки, Филиппины, Тайвань); модель, использующая комплексный подход (США, Германия, Скандинавские страны, Испания, Финляндия). Зарубежные модели оценки были также всесторонне проанализированы в работах Е.В.Филимоновой и Н.Н.Волоскова [5], Т.В.Третьякова [6] и М.В.Шестакова [7], а также в работах зарубежных авторов [8-9].

С вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ» возникла непростая ситуация в системе дополнительного профессионального образования: законом не предусмотрено прохождение программ дополнительного профессионального образования государственной аккредитации и выдача образовательными учреждениями документов государственного образца своим слушателям.

Уже с момента введения в действие федерального закона № 293 в 2011 году государственной аккредитации подлежат только те программы ДПО, для которых утверждены федеральные государственные требования. Отсутствие этих требований  министерство образования объясняет необходимостью передачи таких полномочий в отраслевые министерства и ведомства. Так, если для системы здравоохранения необходимо государственное регулирование и государственное признание программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, именно отраслевое министерство должно определить требования к таким программам. Логика вполне понятна и обоснована. И получается, что в настоящее время программы ДПО уже не входят в интересы Минобрнауки РФ, но пока еще не входят в интересы отраслевых министерств. Проблема отсутствия инструментов обоснованного, научного прогнозирования существует на всех уровнях: от конкретного человека до государственной политики в различных сферах общественной жизни. От того, какова будет государственная политика в том или ином вопросе, зависит реализация конкретных планов каждого отдельного человека.

Экстраполяция в будущее наблюдаемых в образовании тенденций показывает, что сами собой назревающие проблемы не разрешатся, напротив, будут обостряться. Существующие системы образования неизбежно будут обострять «разрыв поколений», падение качества подготовки специалистов при росте их количества, расширение масштабов молодежной контркультуры. Прогнозные выводы, подкрепленные конкретными данными, чрезвычайно важны для обоснования системы обучения и воспитания молодежи, для конкретных решений по дальнейшему совершенствованию образования. Процессы интеграции российской системы образования в европейскую при всей своей позитивной направленности должны опираться на объективно обоснованную и развернутую систему педагогического прогнозирования.

Однако нельзя не признать, что вопросы модернизации системы профессионального образования в повестке дня законодательных и исполнительных органов власти  занимают ведущее место. Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы предусмотрено завершение разработки профессиональных стандартов и механизма их взаимодействия с образовательными стандартами, создание системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ как важнейшего инструмента взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования. Внедрение ее позволит  обеспечить рынок труда высококвалифицированными кадрами, которые конкурентоспособны и востребованы. Эти задачи в большей степени актуальны для программ, в отношении которых не устанавливаются требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральные государственные требования (ФГТ) [10].

Таких программ сегодня достаточно много: программы дошкольного образования и дополнительного образования детей, программы дополнительного профессионального образования к среднему профессиональному и высшему профессиональному образованию, программы подготовки рабочих кадров, а также целый ряд курсов (модулей, дисциплин) вариативной части учебного плана для программ среднего и высшего профессионального образования. Они разнятся как по содержанию, так и по объему подготовки.

Анализ наблюдаемых процессов в жизни общества позволяет определить необходимые социальные ориентиры и контуры возможных преобразований для решения назревших и назревающих проблем. Существенные изменения законодательства, регулирующего вопросы организации дополнительного профессионального образования, и отказ от системы государственной аккредитации программ ДПО поставили перед образовательными организациями задачу подтверждения качества реализуемых ими программ данного формата обучения.

Следует отметить, что многопрофильные вузы сталкиваются с особыми трудностями при принятии решений относительно проведения профессионально-общественной аккредитации в сфере дополнительного профессионального образования. Для них это комплексная многоуровневая задача, возникшая вследствие большого количества направлений подготовки, а также различного уровня программ ДПО (по продолжительности обучения, по запросам целевой группы потребителей, по технологиям и формам  обучения). Об этом же упоминается и в работах Г.П.Бутко, А.Д.Ляпуноваой [11], Матвеевой Т.В.,  Машковой Н.В. и Обухова О.В. [12-13].

Положения Федерального закона № 273-ФЗ от 29.11.2012 определяют два уровня признания качества в сфере дополнительного профессионального образования:

  • профессионально-общественная аккредитация образовательных программ;
  • общественная аккредитация организаций, реализующих профессиональные образовательные программы [14].

В качестве основных целей прохождения программами процедуры профессионально-общественной аккредитации законодательством можно выделить следующие:

  1. Обеспечение признания программы как соответствующей высокому уровню качества и профессиональным требованиям, подтвержденное независимым экспертным сообществом.
  2. Выявление приоритетных направлений совершенствования программы для максимального удовлетворения требований профессионального сообщества.
  3. Позиционирование программы в рейтинге относительно конкурентных программ других образовательных учреждений [15].

Стоит учитывать, что программы дополнительного профессионального образования выполняют очень важную социально-образовательную функцию, которая с каждым годом становится все актуальнее. Роль  программ ДПО определяется ответственностью за обновление и обогащение интеллектуального ресурса общества, осуществление непрерывного образования руководителей и специалистов, обеспечение кадрового потенциала, за социальную защищенность и социальную реабилитацию граждан. Устойчивое развитие экономики достигается в условиях, когда трудоспособное население постоянно и непрерывно обучается.  Таким образом, дополнительное профессиональное образование в современных условиях приобретает самостоятельную ценность как основной способ получения конкурентных преимуществ на рынке труда.

Программы ДПО в профессиональной сфере должны быть основаны, в первую очередь, на профессиональных стандартах (если таковые имеются) или требованиях работодателей, рынка труда и государства. Они характеризуются инновационностью, гибкостью, адаптивностью, практикоориентированностью, многоуровневостью конечных результатов, и реализуются основными участниками образовательного процесса (учебным заведением, работодателями, региональными управленческими структурами). Основная концепция таких образовательных программ – ориентация на результат.

Следовательно, подходы к проектированию и разработке программ ДПО должны быть основаны на том, чтобы снизить государственное регулирование и влияние государства на определение содержания вариативного и дополнительного профессионального образования. Подобные образовательные программы в большей степени должны соответствовать интересам потребителей и заказчиков профессионального образования и быть инициированы работодателями, профессиональным сообществом,  объединениями работодателей, общественностью и самими слушателями. То есть, целесообразна концентрация усилий на глубоком исследовании потребностей потребителей, выявлении оптимального для потребителя портфеля образовательных программ и активное сотрудничество с международными образовательными центрами [16].

Государственное регулирование и регламентация для таких программ – тормоз в развитии и непрерывной актуализации содержания подготовки. Динамика развития и внедрения дополнительных образовательных программ настолько высока, что фактически каждый новый курс проводится по новой программе, которая зависит и от требований заказчика, и от веления сегодняшнего дня. Задачей подобной  программы является развитие, формирование, совершенствование профессиональных компетенций. В содержании такой подготовки на первый план выходят действия, операции, обусловленные ситуацией, профессиональной задачей или проблемой, а отнюдь не предметное содержание. Критерием их отбора является актуальность содержания профессиональных задач, которые должны решать обучающиеся в условиях профессиональных или близких к профессиональным [17].

Переход на систему двухуровневого высшего образования ведет к тому, что основные образовательные программы теряют свой профессиональный статус, поскольку для бакалавриата превалирующей становится образовательная функция. Сегодняшние условия требуют быстрейшей отдачи от образования. С этой задачей можно справиться, постоянно развивая систему дополнительного профессионального образования. Во всем мире ДПО рассматривается как наиболее гибкая и результативная составляющая непрерывного образования специалистов. Срок подготовки специалиста в вузе сопоставим сейчас с периодом старения информации. Считается, что за 3-4 года информация устаревает наполовину. Поэтому высшая школа в одиночку не в состоянии обеспечить полноценную современную подготовку специалистов, только вместе с системой ДПО можно добиться желаемого успеха [6]. Отсюда и возникает потребность в разработке большого количества постоянно обновляемых дополнительных образовательных программ профессионального обучения для эффективной адаптации к запросам рынка труда и снижения конфликтной ситуации между сферой образования и рынком труда.

Очевидно, что общественно-профессиональная аккредитация дополнительных образовательных программ требует наличия организаций, независимых по отношению не только к системе управления образованием, но и профессиональных ассоциаций.

В Европе давно уже существуют независимые ассоциации обеспечения качества высшего образования – это институты гражданского общества, формирующие механизмы «обратной связи» интересов общества, вузов, студентов, работодателей и государства посредством проведения внешней экспертизы деятельности вузов в формах оценки, аккредитации и аудита. Эти ассоциации выполняют следующие функции:

- представительскую;

- нормативную;

- исследовательскую;

- консультативно-методическую;

- информационно-сетевую;

- аккредитацию вузов и образовательных программ.

Результаты названных видов деятельности прозрачны и доступны, любой вуз имеет возможность ознакомиться с исследованиями общеевропейских тенденций развития образования и с учетом их выстроить собственную политику в области обеспечения качества.

В результате университеты заинтересованы в повышении качества образования, поскольку это дает им конкретные преимущества на региональном, национальном и мировом рынках высшего образования.

Мы полагаем, что именно в системе ДПО в ближайшее время возможно внедрение подобной системы внешнего аудита качества образовательных услуг со стороны общества, так как именно ДПО является в настоящее время наиболее мобильной системой профессионального образования и уже в настоящее время имеет настоятельную потребность и обоснованную возможность такого реформирования.

Специалисты в области качества выделяют три составляющих качества образования: качество содержания образования (качество знаний, качество способов решения задач), качество методов обучения и воспитания (качество организации поставленной деятельности, качество мотивации познавательной деятельности, качество контроля за осуществлением учебной деятельности), качество образованности личности (качество усвоения знаний, качество умений и навыков, качество усвоения нравственных норм). [18].

Основные требования, предъявляемые  к организациям по оценке качества образования, можно сформулировать следующим образом:

  • Подтверждение политики качества
  • Административная, финансовая и операционная независимость
  • Наличие технологий и методик операционной деятельности (подготовка экспертов, проведение экспертиз)
  • Разнообразие экспертных панелей
  • Наличие «механизма чувствительности» и открытых процедур принятия экспертных решений
  • Наличие внутренних гарантий качества, включая наличие ресурсов, приемлемого уровня квалификации персонала и системы менеджмента качества работы
  • Наличие системы последствия и обратной связи
  • Публичность, прозрачность деятельности
  • Готовность к несению ответственности и внешним проверкам
  • Опыт работы, признание заинтересованными сторонами, международное признание.

Так, исполнительный орган государственной власти оставляет за собой координацию процедур по оценке качества программ ДПО и деятельности аккредитационных организаций их оценивающих, но все процедурные и организационные вопросы должны решаться в профессиональной и академической среде. В этом случае, чтобы результаты общественно-профессиональной аккредитации стали признаваемыми внутри страны и даже возможно на международном уровне, необходимо иметь:

  • согласованную и принятую профессиональным сообществом работодателей и академической общественностью технологию общественно-профессиональной аккредитации;
  • нормативные документы, регулирующие отношения и процедуры образовательных организаций, аккредитационных агентств, объединений работодателей и общественных организаций;
  • высокую квалификацию, авторитет и репутацию сертифицированных экспертов и аккредитационных агентств.

Принятие решения о качестве программы ДПО, прошедшей общественно-профессиональную аккредитацию, предполагает ее признание в кругах образовательной общественности и, прежде всего, работодателей. На наш взгляд, исходя из принципа необходимости и достаточности количественной и качественной (экспертной) информации, для осуществления такого рода решения необходимо учитывать:

– востребованность программы, критериями оценки которой являются ее актуальность, целесообразность, практическая направленность, адаптивность и конкурентоспособность;

– эффективность механизма реализации программы;

– механизмы обратной связи (например, наличие мониторинга результатов обучения и удовлетворенности всех заинтересованных сторон (слушателей и работодателей в первую очередь)).

Принципиально важно обеспечить доверие к результатам экспертизы. Это значит, что должны быть продуманы все процедурные вопросы, начиная с условий выхода на аккредитацию, подготовки и проведения экспертизы на месте (учитывая тот факт, что, в отличие от основных программ, в данном случае очень сложно оценить уровень полученных знаний у выпускников подобных программ), формирования комиссии, состоящей из высококвалифицированных специалистов.

В любом случае, реализация процедуры подобной экспертизы потребует от образовательного учреждения решения вполне конкретных и непростых задач:

Разработку внутренних требований к программам, которые должны быть  проведены через систему профессионально-общественной аккредитации. В качестве требований могут выступать показатели охвата целевой группы слушателей (существующий и прогнозируемый), наличие подтвержденного запроса (подтверждение на основе анализа рынка, писем заказчиков и т.д.), оценка методического и кадрового потенциала программы, наличие команды образовательного проекта, продолжительность программы.

Определение перечня программ, которые должны быть подготовлены и проведены через систему (процедуру) профессионально - общественной аккредитации. При этом следует определиться с вопросом, какие по продолжительности программы имеет смысл проводить через процедуру аттестации. В данный момент согласно приказу Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», определена следующая градация программ ДПП по продолжительности: программы повышения квалификации (не менее 16 часов) и программы переподготовки (не менее 250 часов). По нашему мнению профессионально–общественная аккредитация программ должна осуществляться в отношении программ дополнительного профессионального образования продолжительность не менее 250 часов и затрагивать, в основном, программы направленные на присвоение новой квалификации. Процесс прохождения процедур профессионально-общественной аккредитации достаточно трудоемок и продолжителен по времени. Поэтому проходить эту процедуру должны только те программы, которые имеют достаточно устойчивую структуру учебно-методического комплекса и возможные изменения структуры программы у них должно составлять не более 20-25% (в ином случае это уже будет не та программа, которая прошла аккредитацию).

Формирование перечня аккредитационных агентств,  осуществляющих процедуру профессионально – общественной аккредитации. Требования к таким агентствам могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Соответствие направления деятельности агентства направлению выбранных программ.
  2. Репутационный вес выбранного агентства (статус агентства и его экспертов, репутационная история)
  3. Членство в международных альянсах.
  4. Оптимальность по времени и затратам процедуры аккредитации.

Установление контактов с выбранными аккредитационными агентствами. Процесс выхода на взаимодействие с некоторыми международными агентствами может занимать достаточно длинный временной промежуток.

Проведение внутреннего аудита программы дополнительного профессионального образования на соответствие требованиям ФГОС, профессиональных стандартов, критериям, предъявляемым к программам со стороны выбранного аккредитационного агентства.

В случае принятия решения о прохождении такой аккредитации образовательное учреждение должно определиться:

  1. Какая организация может осуществить такого рода аккредитацию университета.
  2. Существует ли экономическая или иная целесообразность проведения такой аккредитации.

Вышеуказанные задачи потребует от образовательного учреждения не сиюминутных решений, а целенаправленной систематической работы по организации  и реализации данных процессов. Для этого требуется определить ответственных за осуществления процессов связанных как с профессионально-общественной аккредитации программ, так и общественной аккредитации системы дополнительного профессионального образования университета, а также разработать план работы по выполнению этих задач.

Результаты проведения общественно-профессиональной аккредитации могут оказывать значительное  влияние на обновление и совершенствование программ ДПО в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями рынка труда  и свидетельствовать, что такая программа занимает передовые позиции среди аналогичных российских программ, а ее выпускники имеют большие перспективы на рынке труда, получая гарантию дальнейшего трудоустройства или карьерного роста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Хрипко, В.В. Менеджмент инновационности качества в развитии обучения в Вузе [Текст]/В.В.Хрипко//Almamater: Вестник высшей школы.-2012.-№3.-С.25-31.
  2. Прокопьев, В. П. Проблема идентификации оценки качества классического университетского образования и рейтинга Министерства образования РФ [Текст]/ В. П. Прокопьев, С. А. Рогожин //Университетское управление: практика и анализ. - 2003. – № 5-6(28). С. 63-75.
  3. Звонников В.И., Нефедов В.А. О роли конкурса Рособрнадзора «системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» в решении проблем обеспечения качества образования в ГУУ//Сборник докладов и тезисов Итоговой всероссийской конференции «Совершенствование модели  ежегодного конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования».- МГУЭСиИ - М., 2013. С.117-123.
  4. Головцова, И.Г. Стратегическое управление качеством образовательной деятельности в вузе на основе открытых инноваций/И.Г.Головцова. - Диссертация на соискание доктора эконом. наук по специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (стандартизация и управление качеством продукции).-Санкт-Петербург, 2014. 322 с.
  5. Филимонова, Е.В., Волоскова Н.Н. Система оценки качества образования: этапы и тенденции развития [Текст]/Е.В.Филимонова, Н.Н.Волоскова//Международный журнал экспериментального образования.- 2010.- № 5.- С.78-79.
  6. Третьякова, Т.В. Качество образования от оценки к управлению [Текст]/Т.В.Третьякова//Высшее образование сегодня.-2010.-№6.-С.16-22.
  7. Шестакова, М.В. Зарубежные модели оценки качества высшего образования [Текст]/ М.В.Шестакова.-Экология человека.-2008.-№11.-С.23-28.
  8. Имаи М. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний. – М.: Альпина Бизнес-букс, 2005
  9. Слак Н., Чеймберс С., Джонстон Р. Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 790 с.
  10. Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 г. № 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».
  11. Бутко Г.П., Ляпунова А.Д. Повышение роли университетов в инновационной деятельности: менеджмент качества образования // Известия Уральского государственного экономического университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2008 г. № 3(22). С. 137-143.
  12. Matveeva T., Turchaninova, Obukhov O., Shubat O., Novokshonova J. The analysis of the Ural higher education institutions and business interaction: the modern situation and development. Life Science Journal 2014, 11(10) s.732-735
  13. Matveeva T., Mashkova N., Patrakov E., Obukhov O. Ensuring competitiveness in the system of additional professional education. Life Science Journal 2014, 11(8s) s.426-429
  14. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  15. Шмелькова Л.В.О профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.//Дополнительное профессиональное образование в стране и мире.//33(3), 2013. С 5-8.
  16. Матвеева Т.В., Машкова Н.В., Поротников П.А. Разработка модели управления конкурентоспособностью объекта дополнительного профессионального образования в Уральском федеральном университете // Научно-практический журнал «Современная экономика: проблемы и решения» - Воронежский государственный университет, 2012 г. № 4(28), С.14-21.
  17. Мотова Г.Н., Аносова Н.А. Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО// Аккредитация в образовании. - 2013. - № 62. - С. 83-85.
  18. Нуждин В.И. Информатизация и система тотального управления качеством высшего образования.// Серия материалов школы семинара «Создание единого информационного пространства системы образования». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998

REFERENCES

  1. Hripko V.V. Management of innovation in the development of quality education in high school. [Almamater: Bulletin of Higher school]. 2012. nopp.25-31. (in Russian).
  2. Prokop'ev V.P., Rogozhin S.A. The problem of identification of assessing the quality of classical university education and ranking Ministry of Education [University Management: Practice and Analysis]. 2003. no 5-6 (28). pp. 63-75. (in Russian).
  3. Zvonnikov V.I., Nefedov V.A. On the role of competition Rosobrnadzor "of the quality of graduates of educational institutions of vocational education" in solving the problems of ensu

Отписаться от рассылки

Необходимо указать E-mail
OK

Отписаться от рассылки

OK